Школа техники: положение тела и искусство управления мотоциклом
Опубликовано: 24.06.2011
Как сделать свой мотоцикл быстрее не тратя денег и не крутя гайки? Займитесь тюнингом своего стиля езды, следуя советам журнала Motocross Action.
На заре мотокросса, посадка гонщиков на мотоцикле была такой, чтобы вес тела находился как можно дальше сзади. Просматривая фотографии звезд прошлого, можно заметить, что они сидят практически на заднем крыле. Почему тогда было принято оттягиваться так далеко назад? Этого требовала эргономика мотоциклов тех лет. При ограниченном ходе подвески гонщикам 70-х для своей же безопасности приходилось ехать на заднем колесе.
В 80-х стиль езды начал меняться. Ход подвески увеличился и положение гонщика начало смещаться вперед. В середине 80-х популярность "атакуюзей позы" медленно но верно сдвигала мотокроссменов к переднему колесе мотоцикла.
Будь центристом
Хотя положение тела является относительным по отношению к углу наклона мотоцикла, "центральное" положение современных райдеров уже совсем не центральное, а явно ближе к переднему колесу. Почему?
Передняя вилка: современная конструкция, более жесткие пружины и эффективная защита от пробоев позволяют современным гонщикам больший запас по безопасности, чем старые вилки с демпфированием маслом и ходом 15 сантиметров в 70-х годах.
Геометрия рамы: Более крутой угол наклона вилки заставляет гонщика смещать вес вперед, чтобы улучшить зацеп переднего колеса. 25 лет назад мотоциклы имели вилки с пологим углом наклона в 31 градус, развесовку на заднее колесо и низкий центр тяжести. Новые мотоциклы стали выше, их вес смещен вперед. Передняя стойка помогает поддерживать баланс при геометрии с углом в 27 градусов.
Трассы: Современные треки постепенно уходят от быстрых пологих поворотов к более крутым в стиле суперкросса, часто с глубокими колеями или упорами (которые становятся еще глубже благодаря большому ходу подвески). Поэтому передняя стойка улучшает прохождение поворотов, современные гонщики должны смещаться вперед из-за сложности новых трасс.
Будь гибким и будь быстрым
Положение тела определяется грунтом, отдачей мотора и командами гонщика. При подъеме в гору гонщик всегда смещается вперед, потому что общий вес смещается назад. Прохождение спуска наоборот требует переместиться назад дял компенсации сжатия вилки, переноса веса и преодоления силы тяжести. Помимо изменений рельефа, мотоцикл тац же влияет на положение гонщика. Отличия между жестким торможением и мощным ускорением явно показывают, в каком направлении гонщик должен компенсировать силы природы.
Как правило, в поворотах нужно перемещаться как можно дальше вперед, чтобы позволить силам гравитации найти точку приложения при ускорении. Эти силы удержат гонщика, если он занял правильную позицию. Обрати внимание, где ты сидишь во время тренировки, а затем попробуй сесть на дюйм или два дальше вперед. Отодвинуться назад в случае опасности гораздо легче, чем сместиться вперед.
Мотоцикл, как и все на этой планете имеет центр тяжести. Иначе его можно назвать точкой баланса. Разработчики шасси мотоциклов делают большую работу чтобы разместить мотор, колеса и компоненты подвески точно в нужном месте, чтобы центр тяжести мотоцикла получился идеальным.
Чем выше центр тяжести, тем больше вероятность проблем с управлением, которые сможет исправить только гонщик. Парадоксально, но ЦТ современных мотоциклов расположен ужасно высоко. Для машины, которая предназначена чтобы стелиться по земле, летать в воздухе и извиваться вокруг своего центра тяжести высокий центр тяжести - это плюс. Один из инструментов гонщика - это перенос веса. Он может сделать 110-килграммовую машину легкой или наоборот более тяжелой, когда этого требует ситуация. Когда мотоцикл разгоняется, он под действуем ускорения поворачивается вокруг центра тяжести, подымая переднее колесо и перенося вес на заднее. Из-за этого переноса веса заднее колесо получает дополнительный зацеп когда он больше всего нужен - в момент ускорения из поворота. В обратную сторону, когда мотоцикл тормозит, его вес уходит вперед и заднее колесо может даже оторваться от земли. Этот танец переноса веса вперед-назад является ключом к тому, чтобы ехать быстро. Но при этом гонщик должен двигаться синхронно с постоянно меняющимся миром. Это два разных мотоцикла при ускорении и торможении, и при полете в воздухе требуется другое положение тела, чем при закапывании в глубокий упор.
Извивайся как змея
Для того чтобы перемещаться вперед и назад на мотоцикле надо быть гибким, а ключ к тому чтобы быть гибким - это находиться в положении стоя когда мотоцикл скачет по кочкам, прокатывает повороты или парит в воздухе. С абсолютной точки зрения, единственный момент когда гонщик должен сидеть - это в центре поворота. Чтобы стойка работала наилучшим образом, надо нужно держать ноги чуть согнутыми в коленях и сгибать спину. Если слегка сжать мотоцикл коленями, это изолиркет верхнюю часть тела от большой массы, которая находится ниже. Если ты сделаешь ошибку, но при этом будешь находиться в правильной стойке, шансов остаться целым гораздо больше. Положение стоя на ногах как на пружинах с согнутой спиной дает гораздо больше возможностей для движений. Нельзя сидеть иили стоять на мотоцикле как статуя или трястись как желе - нужно двигаться, быть готовым к действию, и даже работать на опережение.
Положение тела может стать решающим между победой или поражением, а в экстремальным случаях - остаться на мотоцикле или вылететь. Нужно использовать каждую возможность, чтобы настроить свое тело в ритм с трассой. Стоять, сидеть, наклоняться и сгибаться так как требует рельеф. Помогай мотоциклу, не борись с ним.